Пространство Клебанова
История выпускников 2-й школы, 
  которые думали, что никогда не попадут в Париж...
БОРИС КЛЕБАНОВ – математик 
  и занимается такими сложными вещами, что описать их здесь абсолютно невозможно. 
  Это одно из направлений топологии – науки, изучающей фундаментальные свойства 
  объектов. Солженицын устами своего героя назвал ее «стратосферой человеческой 
  мысли». Борис говорит: когда он пишет очередную научную статью, то думает, что 
  ее прочтут всего несколько десятков человек в Америке, несколько – в Англии, 
  несколько – в Японии... Кстати, в этом узком кругу он известен и уважаем, японцы 
  даже ввели в официальный научный обиход понятие – «пространство Клебанова».
А еще он говорит, что, когда выбирал в детстве специальность, не очень-то 
  думал о будущем, в том смысле, что оказался не слишком практичным: найти в свое 
  время в СССР место, где в качестве основной работы можно заниматься теоретической 
  математикой, было очень трудно. Но зато теперь его выбор, наоборот, кажется 
  удачным: ему не требуется дорогой аппаратуры, реактивов, крупных денежных вложений 
  - только «голова да ручка», да еще компьютер в качестве средства связи с остальным 
  миром.
Возможно, поэтому Борис Клебанов сейчас живет и трудится в России – один из 
  немногих бывших своих одноклассников, выпускников знаменитой 2-й московской 
  физико-математической школы. В 1972 году перед последним звонком он задал им один и тот же вопрос: «Как ты думаешь, 
  кто-то из нас когда-нибудь попадет в Париж?» Ему отвечали, что им издевается 
  и что такого просто не может быть. Никто из них тогда, больше 25 лет назад, 
  не мог даже представить себе этого.
– Удивительно, но сам я почему-то был уверен, что все-таки однажды попаду 
  в Париж, хотя при этом считал, что всю оставшуюся жизнь проживу при советской 
  власти, – вспоминает Борис Клебанов. Рассматривая фотографию школьного выпуска, 
  он рассказывает о своих одноклассниках. Им теперь под 45, и большинство из них 
  преуспевает в разных науках – математике, физике, биологии, химии. Есть среди 
  них человек, который переводит тексты с английского на иврит, есть и чемпион 
  по бриджу. Обосновались они в разных точках планеты – от Австралии до Америки. 
  Правда, никто почему-то не живет в Париже, но и в России остались немногие.
Альма-матер
ДЛЯ НИХ это не университет 
  или институт, а школа. В 60-70-е годы 2-я физико-математическая была достопримечательностью 
  Москвы. По многим причинам. Кто-то из выпускников на первое место ставит высочайший 
  уровень преподавания профилирующих предметов. Действительно, в школе были два 
  параллельных курса математики: один «по программе», а второй – по высшей. И 
  преподаватели были экстра-класса: некоторые работали еще и на мехмате МГУ или 
  в других вузах, приводили в школу своих аспирантов читать лекции или вести факультативы. 
  Вспоминают профессора Левина, который был учеником крупнейшего английского математика 
  Годфри Харди и до 1934 года работал в Геттингене, а после возвращения в СССР 
  подвергался гонениям. В 60-е он преподавал одновременно во 2-й школе и в МГПИ, 
  где читал свои лекции по математике на английском, немецком и французском – 
  его просили об этом преподаватели иностранных языков.
Можно назвать и других учителей, и не только по математике или физике. В этом 
  и состояла другая особенность 2-й школы: почти каждый преподаватель говорил, 
  что эта школа – с уклоном в его предмет. Рассказывают, что учитель русского 
  языка за любую ошибку заставлял ученика делать упражнения из Розенталя, из курса 
  поступающих на журфак. Учитель истории, говоря об Октябрьском перевороте, разъяснял 
  роль Троцкого, а по субботам читал дополнительный курс русской и советской поэзии, 
  который расходился по Москве в магнитофонных записях. Выпускники 2-й школы разных 
  лет могли бы продолжить этот ряд и рассказать гораздо больше (надеемся, что 
  они еще сделают это на страницах «Общей газеты»). Нас же сейчас интересует судьба 
  выпускников конкретного класса, которая во многом уже в те школьные годы была 
  предопределена – несмотря на их искреннее неверие в возможность однажды оказаться 
  в Париже.
Проблемы начались сразу 
  после окончания школы. Многие не смогли поступить в престижные вузы – и прежде 
  всего в МГУ – из-за «пятого пункта», хотя излишне говорить, что их подготовка 
  была вне конкуренции. Их разбросало по узкопрофильным техническим институтам. 
  Но часто даже в вузах, которые высоко котировались в 70-е годы, выпускникам 
  2-й школы было скучновато.
– Я думаю, что слишком «мелкими» оказались для многих из нас места дальнейшей 
  учебы, а уж тем более – работы, по сравнению с тем высоким потенциалом, который 
  уже был задан, – считает Борис Клебанов. – Получив прекрасное образование, мы 
  в течение многих лет не могли себя полностью реализовать.
Сам он сумел поступить 
  в университет и окончить аспирантуру на мехмате, но, как уже было сказано, это 
  лучшее математическое образование не могло быть тогда востребовано в полной 
  мере. Найти подходящую работу долго не удавалось.
Первая была в московском филиале геологической партии с центром в городе Петушки. 
  Потом кое-что получше - в академическом Институте высоких температур, но тоже 
  далеко от высшей математики. Приходилось все время переучиваться. И только через 
  несколько лет удалось устроиться преподавателем на кафедру высшей математики 
  в одном из вузов. Потом началась перестройка: стажировка и работа в Великобритании. 
  Теперь Борис занимается, помимо научных исследований, проведением в России международного 
  математического конкурса «Кенгуру» -когда школьники в разных странах в определенный 
  день решают одинаковые задачи.
Он в целом доволен 
  ходом своей жизни, как, впрочем, и многие его однокашники, которым удалось после 
  долгих мытарств в конце концов достигнуть многого.

10 «В» класс, выпуск 1972 года (первый слева в нижнем ряду – 
Игорь Шпарлинский; второй ряд снизу: 
первый слева - Михаил Голосовский. рядом с ним – Борис Клебанов)
На арабских территориях и в университете 
  в Сиднее
ИНФОРМАЦИЮ об Игоре 
  Шпарлинском – гражданине Австралии, работающем в университете в Сиднее, известном 
  специалисте по теории чисел, награжденном медалью Австралийского математического 
  общества, авторе множества книг, – легко удалось найти в Интернете. Его домашний 
  сайт составлен не слишком официально, весьма оригинально, а местами резко, и 
  дает не только профессиональные сведения о хозяине.
«Не люблю: бесконечные заседания, прохаживания по лужайкам и галстуки. 
  Люблю: собак, пиво – немецкое, но не австралийское (извините, друзья), путешествия 
  – куда угодно в любое время», – сообщает о себе сегодня человек, который когда-то 
  не мог даже мечтать о загранице.
На вопросы редакции, посланные по электронной почте, он ответил в тот же
день, но предельно кратко, хотя очень точно:
«После института у меня была работа в «хорошем», как считалось, месте, правда, 
  ничего общего не имевшем с математикой. Зарплата была смешной даже по советским 
  стандартам, но все же это был академический институт – другие выпускники устраивались 
  гораздо хуже.
Вы спрашиваете о трудностях с финансированием: так тогда вопрос вообще не 
  стоял, возможно, в этом и была главная проблема – почти никто не испытывал трудностей 
  с финансированием. Это теперь они у меня есть. Вынужден бороться за гранты: 
  иногда выигрываю, иногда терплю поражение. Так и должно быть».
По поводу эмиграции из страны: «Уехать решил в 1989-м – для меня это был
конец всех возможных и невозможных иллюзий, что в России что-нибудь изменится
(извините, ведь вы все еще там). В 91-м поехал в Австралию на 2 месяца, потом
мне посоветовали ходатайствовать о постоянной работе. Получил ее 6 месяцев
спустя. С тех пор я в Сиднее – конец истории. Школьных друзей встречаю повсюду,
даже здесь, в Австралии».
Одноклассник Игоря физик Михаил Голосовский, который преподает и проводит 
  исследования в университете в Иерусалиме, а живет неподалеку – в еврейском поселении 
  на арабских территориях, – в своем письме более подробно анализирует свое советское 
  прошлое:
«После долгих поисков я устроился работать – не удивляйтесь – в Северный
речной порт в Москве программистом. По правде говоря, я совершенно не знал
программирования, но, видимо, достаточно знал английский, чтобы походить на
программиста. Весной 1987 года получил разрешение на выезд в Израиль. Это было
только самое начало перестройки, большинство людей в России еще боялись
общаться с теми, кто эмигрирует. Но работники Северного порта были удивительно
добры и великодушны, они даже пообещали принять меня назад, если я в Израиле не
найду работу. Они просто не могли представить, чем можно заниматься в стране,
где нет ни одной транспортной реки.
Я сознательно выбрал именно Израиль (а, к примеру, не США, где одно время работал в Стенфордском университете) и счастлив здесь. Моя жена работает Медсестрой в клинике. Две наши дочери родились еще в СССР, одна – здесь, а совсем недавно появились на свет двое близнецов. Здесь, неподалеку, живут школьные друзья – целая группа выпускников нашей школы и других физико-математических – 7-й и 57-й. Многих других я встречаю в Америке, когда оказываюсь там, – особенно в Бостоне или Калифорнии».
Круговая порука
ОБА ОНИ считают, что 
  именно благодаря учебе во 2-й школе чего-то добились в жизни.
«Этот опыт оказался
куда более ценным, чем институтский, – пишет Михаил Голосовский. – Солидная
математическая база, широкие знания по физике, потрясающий курс по химии,  переключивший мой интерес с пиротехники на настоящую науку,
знакомство с «Мастером и Маргаритой», очень логичный курс литературного
анализа. Я могу бесконечно говорить об этом...»
Шпарлинский краток: «Поверьте, я гораздо более циничен, нежели сентиментален, 
  но могу сказать, что достиг всего только благодаря учебе во 2-й школе и ее учителям».
О том, что это не пустые слова, можно судить по совершенно потрясающей
истории с бывшим директором Владимиром Федоровичем Овчинниковым. Несколько лет
назад он серьезно заболел и понадобилась срочная операция на сердце. Вот текст
письма, которое одновременно получили несколько сотен адресатов – бывших
учеников 2-й школы:
«Дорогой друг, 
Есть возможность организовать такую операцию в Гейдельберге. Профессор
Кюблер согласился сделать ее бесплатно. Но остается еще плата за пребывание в
клинике - $22000. Попробуем собрать эти деньги».
Через некоторое время, в марте 1996 года, еще большее число электронных адресатов 
  получили всего несколько слов: «Овчинников снова в Москве, он чувствует себя 
  хорошо. С наилучшими пожеланиями, Сергей Львовский (вып. 1973)». Перед этой 
  короткой фразой – бесконечная линия адресов тех, кто помог своему директору. 
  Деньги шли в Гейдельберг отовсюду: Аризона, Чикаго, Огайо, Бонн, Оксфорд, Иерусалим, 
  Сан-Франциско, Бостон... Москва встречалась очень редко.

Борис Клебанов, 27 лет спустя...
Другие школьники
ТЕПЕРЬ ее точное название: 
  лицей «Вторая школа». Руководит ею выпускник Александр Ковальджи. Он старается 
  сохранить традиции, да и предшественники тоже пытались это делать. Каждый год 
  в школе собираются выпускники, те, кто оказывается в тот момент в Москве. Некоторые 
  выпускники сами преподавали в школе, некоторые – отдали сюда своих детей. Здесь 
  по-прежнему прекрасная физико-математическая подготовка, и в каком-то смысле 
  сегодня такая школа – бесплатный путь в университет,  потому и конкурс высокий.
Но времена изменились, изменилась и атмосфера. Изменились и ученики: стали 
  более прагматичными, точно знают, чего хотят, и лучше ориентируются во взрослой 
  жизни.
Кстати, большинство нынешних старшеклассников заявляют, что не останутся в
России. Они так же искренни, как и их предшественники 27 лет назад. Но жизнь
очень неожиданна. Те ведь ошиблись с Парижем.
Елена КОКУРИНА