Пространство Клебанова
История выпускников 2-й школы,
которые думали, что никогда не попадут в Париж...
БОРИС КЛЕБАНОВ – математик
и занимается такими сложными вещами, что описать их здесь абсолютно невозможно.
Это одно из направлений топологии – науки, изучающей фундаментальные свойства
объектов. Солженицын устами своего героя назвал ее «стратосферой человеческой
мысли». Борис говорит: когда он пишет очередную научную статью, то думает, что
ее прочтут всего несколько десятков человек в Америке, несколько – в Англии,
несколько – в Японии... Кстати, в этом узком кругу он известен и уважаем, японцы
даже ввели в официальный научный обиход понятие – «пространство Клебанова».
А еще он говорит, что, когда выбирал в детстве специальность, не очень-то
думал о будущем, в том смысле, что оказался не слишком практичным: найти в свое
время в СССР место, где в качестве основной работы можно заниматься теоретической
математикой, было очень трудно. Но зато теперь его выбор, наоборот, кажется
удачным: ему не требуется дорогой аппаратуры, реактивов, крупных денежных вложений
- только «голова да ручка», да еще компьютер в качестве средства связи с остальным
миром.
Возможно, поэтому Борис Клебанов сейчас живет и трудится в России – один из
немногих бывших своих одноклассников, выпускников знаменитой 2-й московской
физико-математической школы. В 1972 году перед последним звонком он задал им один и тот же вопрос: «Как ты думаешь,
кто-то из нас когда-нибудь попадет в Париж?» Ему отвечали, что им издевается
и что такого просто не может быть. Никто из них тогда, больше 25 лет назад,
не мог даже представить себе этого.
– Удивительно, но сам я почему-то был уверен, что все-таки однажды попаду
в Париж, хотя при этом считал, что всю оставшуюся жизнь проживу при советской
власти, – вспоминает Борис Клебанов. Рассматривая фотографию школьного выпуска,
он рассказывает о своих одноклассниках. Им теперь под 45, и большинство из них
преуспевает в разных науках – математике, физике, биологии, химии. Есть среди
них человек, который переводит тексты с английского на иврит, есть и чемпион
по бриджу. Обосновались они в разных точках планеты – от Австралии до Америки.
Правда, никто почему-то не живет в Париже, но и в России остались немногие.
Альма-матер
ДЛЯ НИХ это не университет
или институт, а школа. В 60-70-е годы 2-я физико-математическая была достопримечательностью
Москвы. По многим причинам. Кто-то из выпускников на первое место ставит высочайший
уровень преподавания профилирующих предметов. Действительно, в школе были два
параллельных курса математики: один «по программе», а второй – по высшей. И
преподаватели были экстра-класса: некоторые работали еще и на мехмате МГУ или
в других вузах, приводили в школу своих аспирантов читать лекции или вести факультативы.
Вспоминают профессора Левина, который был учеником крупнейшего английского математика
Годфри Харди и до 1934 года работал в Геттингене, а после возвращения в СССР
подвергался гонениям. В 60-е он преподавал одновременно во 2-й школе и в МГПИ,
где читал свои лекции по математике на английском, немецком и французском –
его просили об этом преподаватели иностранных языков.
Можно назвать и других учителей, и не только по математике или физике. В этом
и состояла другая особенность 2-й школы: почти каждый преподаватель говорил,
что эта школа – с уклоном в его предмет. Рассказывают, что учитель русского
языка за любую ошибку заставлял ученика делать упражнения из Розенталя, из курса
поступающих на журфак. Учитель истории, говоря об Октябрьском перевороте, разъяснял
роль Троцкого, а по субботам читал дополнительный курс русской и советской поэзии,
который расходился по Москве в магнитофонных записях. Выпускники 2-й школы разных
лет могли бы продолжить этот ряд и рассказать гораздо больше (надеемся, что
они еще сделают это на страницах «Общей газеты»). Нас же сейчас интересует судьба
выпускников конкретного класса, которая во многом уже в те школьные годы была
предопределена – несмотря на их искреннее неверие в возможность однажды оказаться
в Париже.
Проблемы начались сразу
после окончания школы. Многие не смогли поступить в престижные вузы – и прежде
всего в МГУ – из-за «пятого пункта», хотя излишне говорить, что их подготовка
была вне конкуренции. Их разбросало по узкопрофильным техническим институтам.
Но часто даже в вузах, которые высоко котировались в 70-е годы, выпускникам
2-й школы было скучновато.
– Я думаю, что слишком «мелкими» оказались для многих из нас места дальнейшей
учебы, а уж тем более – работы, по сравнению с тем высоким потенциалом, который
уже был задан, – считает Борис Клебанов. – Получив прекрасное образование, мы
в течение многих лет не могли себя полностью реализовать.
Сам он сумел поступить
в университет и окончить аспирантуру на мехмате, но, как уже было сказано, это
лучшее математическое образование не могло быть тогда востребовано в полной
мере. Найти подходящую работу долго не удавалось.
Первая была в московском филиале геологической партии с центром в городе Петушки.
Потом кое-что получше - в академическом Институте высоких температур, но тоже
далеко от высшей математики. Приходилось все время переучиваться. И только через
несколько лет удалось устроиться преподавателем на кафедру высшей математики
в одном из вузов. Потом началась перестройка: стажировка и работа в Великобритании.
Теперь Борис занимается, помимо научных исследований, проведением в России международного
математического конкурса «Кенгуру» -когда школьники в разных странах в определенный
день решают одинаковые задачи.
Он в целом доволен
ходом своей жизни, как, впрочем, и многие его однокашники, которым удалось после
долгих мытарств в конце концов достигнуть многого.
10 «В» класс, выпуск 1972 года (первый слева в нижнем ряду –
Игорь Шпарлинский; второй ряд снизу:
первый слева - Михаил Голосовский. рядом с ним – Борис Клебанов)
На арабских территориях и в университете
в Сиднее
ИНФОРМАЦИЮ об Игоре
Шпарлинском – гражданине Австралии, работающем в университете в Сиднее, известном
специалисте по теории чисел, награжденном медалью Австралийского математического
общества, авторе множества книг, – легко удалось найти в Интернете. Его домашний
сайт составлен не слишком официально, весьма оригинально, а местами резко, и
дает не только профессиональные сведения о хозяине.
«Не люблю: бесконечные заседания, прохаживания по лужайкам и галстуки.
Люблю: собак, пиво – немецкое, но не австралийское (извините, друзья), путешествия
– куда угодно в любое время», – сообщает о себе сегодня человек, который когда-то
не мог даже мечтать о загранице.
На вопросы редакции, посланные по электронной почте, он ответил в тот же
день, но предельно кратко, хотя очень точно:
«После института у меня была работа в «хорошем», как считалось, месте, правда,
ничего общего не имевшем с математикой. Зарплата была смешной даже по советским
стандартам, но все же это был академический институт – другие выпускники устраивались
гораздо хуже.
Вы спрашиваете о трудностях с финансированием: так тогда вопрос вообще не
стоял, возможно, в этом и была главная проблема – почти никто не испытывал трудностей
с финансированием. Это теперь они у меня есть. Вынужден бороться за гранты:
иногда выигрываю, иногда терплю поражение. Так и должно быть».
По поводу эмиграции из страны: «Уехать решил в 1989-м – для меня это был
конец всех возможных и невозможных иллюзий, что в России что-нибудь изменится
(извините, ведь вы все еще там). В 91-м поехал в Австралию на 2 месяца, потом
мне посоветовали ходатайствовать о постоянной работе. Получил ее 6 месяцев
спустя. С тех пор я в Сиднее – конец истории. Школьных друзей встречаю повсюду,
даже здесь, в Австралии».
Одноклассник Игоря физик Михаил Голосовский, который преподает и проводит
исследования в университете в Иерусалиме, а живет неподалеку – в еврейском поселении
на арабских территориях, – в своем письме более подробно анализирует свое советское
прошлое:
«После долгих поисков я устроился работать – не удивляйтесь – в Северный
речной порт в Москве программистом. По правде говоря, я совершенно не знал
программирования, но, видимо, достаточно знал английский, чтобы походить на
программиста. Весной 1987 года получил разрешение на выезд в Израиль. Это было
только самое начало перестройки, большинство людей в России еще боялись
общаться с теми, кто эмигрирует. Но работники Северного порта были удивительно
добры и великодушны, они даже пообещали принять меня назад, если я в Израиле не
найду работу. Они просто не могли представить, чем можно заниматься в стране,
где нет ни одной транспортной реки.
Я сознательно выбрал именно Израиль (а, к примеру, не США, где одно время работал в Стенфордском университете) и счастлив здесь. Моя жена работает Медсестрой в клинике. Две наши дочери родились еще в СССР, одна – здесь, а совсем недавно появились на свет двое близнецов. Здесь, неподалеку, живут школьные друзья – целая группа выпускников нашей школы и других физико-математических – 7-й и 57-й. Многих других я встречаю в Америке, когда оказываюсь там, – особенно в Бостоне или Калифорнии».
Круговая порука
ОБА ОНИ считают, что
именно благодаря учебе во 2-й школе чего-то добились в жизни.
«Этот опыт оказался
куда более ценным, чем институтский, – пишет Михаил Голосовский. – Солидная
математическая база, широкие знания по физике, потрясающий курс по химии, переключивший мой интерес с пиротехники на настоящую науку,
знакомство с «Мастером и Маргаритой», очень логичный курс литературного
анализа. Я могу бесконечно говорить об этом...»
Шпарлинский краток: «Поверьте, я гораздо более циничен, нежели сентиментален,
но могу сказать, что достиг всего только благодаря учебе во 2-й школе и ее учителям».
О том, что это не пустые слова, можно судить по совершенно потрясающей
истории с бывшим директором Владимиром Федоровичем Овчинниковым. Несколько лет
назад он серьезно заболел и понадобилась срочная операция на сердце. Вот текст
письма, которое одновременно получили несколько сотен адресатов – бывших
учеников 2-й школы:
«Дорогой друг,
Есть возможность организовать такую операцию в Гейдельберге. Профессор
Кюблер согласился сделать ее бесплатно. Но остается еще плата за пребывание в
клинике - $22000. Попробуем собрать эти деньги».
Через некоторое время, в марте 1996 года, еще большее число электронных адресатов
получили всего несколько слов: «Овчинников снова в Москве, он чувствует себя
хорошо. С наилучшими пожеланиями, Сергей Львовский (вып. 1973)». Перед этой
короткой фразой – бесконечная линия адресов тех, кто помог своему директору.
Деньги шли в Гейдельберг отовсюду: Аризона, Чикаго, Огайо, Бонн, Оксфорд, Иерусалим,
Сан-Франциско, Бостон... Москва встречалась очень редко.
Борис Клебанов, 27 лет спустя...
Другие школьники
ТЕПЕРЬ ее точное название:
лицей «Вторая школа». Руководит ею выпускник Александр Ковальджи. Он старается
сохранить традиции, да и предшественники тоже пытались это делать. Каждый год
в школе собираются выпускники, те, кто оказывается в тот момент в Москве. Некоторые
выпускники сами преподавали в школе, некоторые – отдали сюда своих детей. Здесь
по-прежнему прекрасная физико-математическая подготовка, и в каком-то смысле
сегодня такая школа – бесплатный путь в университет, потому и конкурс высокий.
Но времена изменились, изменилась и атмосфера. Изменились и ученики: стали
более прагматичными, точно знают, чего хотят, и лучше ориентируются во взрослой
жизни.
Кстати, большинство нынешних старшеклассников заявляют, что не останутся в
России. Они так же искренни, как и их предшественники 27 лет назад. Но жизнь
очень неожиданна. Те ведь ошиблись с Парижем.
Елена КОКУРИНА