Cердечно благодарен Владимиру Фёдоровичу Овчинникову, Лицею «Вторая школа», бывшим выпускникам, Всем, кто поздравил меня с юбилеем. Спасибо Вам!

В начале шестидесятых состоялось моё первое знакомство с Владимиром Фёдоровичем Овчинниковым. Он пригласил меня во Вторую школу, создав для меня – инженера высокочастотника и электронной автоматики – должность учителя электротехники. Одобрил совместно с Е.Б. Дынкиным методику преподавания курса физики в старших классах, поощрял организацию факультатива профессора В.П. Смилги (высокоталантливого педагога), поддержал метод проведения экзаменов комиссией, в которой принимали участие корифеи российской науки И.М. Гельфанд, Ю.Л. Климонтович, М.С. Хайкин и В.П. Смилга. Весьма удачно проводились лабораторно-исследовательские работы, связанные с приходом умелого, разумного, весьма деятельного учителя – Р.К. Бега. К семинарским занятиям мы всегда привлекали студентов физфака пединститута. Старшеклассников учил работать самостоятельно, быть здравыми «почемучками», был сторонником лекционно-семинарских занятий по теоретическим вопросам, проведения лабораторных работ с элементами исследования.

Только В.Ф. Овчинникову в то грозное время было свойственно пригласить учителями таких «подозрительных», как А.А. Якобсон, И.С. Збарский, Г.Н. Фейн, Г.А. Богуславский. Бывать у них на занятиях по литературе и истории – приобретать знания и получать великое наслаждение. Величие Второй школы – взаимность между математикой, физикой, литературой и историей – единая цепь познания.

Разгон Второй школы – результат боязни свободного мышления, которое не соответствует политике страха. А повод для разгона легко найти, подтвердив надуманными фактами. Первый секретарь РК КПСС сочла необходимым лично провести собрание учителей в связи с отъездом преподавателя математики И.Х. Сивашинского в Израиль по законному разрешению правительства, формулируя это, как контрреволюционный акт, в школе, в которой подозрительные кадры будоражут умы молодёжи. Я выступил на том собрании, сказав, что искать грехи Второй школы таким методом – это разрушение ценного вклада в Народное Образование. Вскоре меня освободили от учительской деятельности.

Владимир Фёдорович Овчинников – смелый, гордый и человечный.

Его деятельность во Второй школе – величава и уникальна.

Им должна гордиться Россия! Счатлив, что хоть и немного работал совместно.

 

Обращаюсь к молодым:

Люди должны научиться в своём творчестве видеть жизнь. Наше поколение прожило очень тяжёлую пору: войну с фашизмом и сталинщину. Сталинщина не просто узурпация власти, но извращение нравственности человека. Время, когда молодое поколение, жаждущее активной деятельности, было направлено на реализацию извращённой идеи, и если не добровольно, то с помощью страха или убийства. Коварство сталинщины - в уничтожении душевного состояния человека. Живите долго - духовной жизнью!"

  С уважением,

Н.Сигаловский